В Крым на машине с детьми. Опыт одной мамы

вкл. . Опубликовано в Полезные статьи

Летом 2008 года мы с мужем и двумя нашими детьми решили съездить в Крым. Знакомые отговаривали от поезда, мол, в поездах душно, в туалетах – грязно, дети ужасно за долгую дорогу устают, к тому же, в поезде может быть сквозняк. В машине же ехать в Крым круто, останавливайся, где хочешь, гуляй, где хочешь, а дети спать в машине будут. Поэтому ничего не потеряете. А в Крыму без машины никуда, захотите, то самостоятельно весь полуостров объедете.

Итак, решено, мы, собрав манатки, дунули на свою молодую голову с двумя детьми (3 года и 1,5 года) в Крым на нашей стареньком минивене Мицубиси. Беларусь-Украина. Граница
Выезжали вечером. Логика была такая: дети ночью всё равно будут спать, утром немножко погуляем по лесам, перекусим, поедем дальше, а там и сон дневной. В принципе, так всё и получилось. Только я не предусмотрела, что нам, водителям, тоже спать захочется, и что к утру к границе мы доберёмся в настоящем полудрёме. Установив навигатор GPS и задав в программу координаты пункт перехода «Новые Гуты», мы тронулись. Выехали мы часиков в девять вечера. Тогда был такой сильный дождь, что мы еле-еле ползли, рассчитывали держать скорость 110 км/ч, а ехали лишь 60. Я не преуменьшаю, так всё и было. А ещё мы ехали в ту ночь по каким-то сельским дорогам, потому что на трассе Минск – Гомель шли ремонтные дороги.

К границе мы подъехали лишь к 5 утра, а рассчитывали на 3 ночи. На белорусской границе проблем не было, нас очень быстро пропустили, но на прощание сказали: «Удачи на украинской границе, там километр очереди». Я не поверила, думала, что нас разыгрывают. Однако, это оказалась чистой правдой: 1 км. из легковых машин. Зрелище ужасное. Я пошла в разведку. Примерно на полпути сонные мужчины объяснили, что они стоят уже с 9 вечера и продвинулись лишь на половину.Итак, по моим подсчётам, только через 13-14 часов мы будем на территории Украины. Правда, у меня в машине была полуторогодовалая малышка. На неё и была вся надежда. Дело в том, что дети до 3-х лет границу по международным правилам проходят без очереди. Естественно, со своими родителями.
-- Только дети до года, -- сказал громко украинский пограничник. А вашей полтора.

И всё. Правда, нас через час всё же пропустили. Моя настойчивость и определённое вознаграждение заставили украинского пограничника пожалеть маленького ребёнка. К тому же, этот ребёнок к шести утра успел проснуться и похныкать прямо над пропускным пунктом. И так, в 7 утра мы ехали уже по украинской территории.

По Украине
Ярыловичи-Чернигов-Киев-Умань-Первомайск-Южноукраинск-Вознесенск-Николаев-Херсон-Красноперекопск-Симферополь(Крым)-Николаевка. Именно по такому маршруты мы двигались по Украинской территории. Потому что именно такой маршрут мы забили в навигатор GPS. Этот компьютер нас вёл хорошо, правда, только несколько раз сбивал с дороги. Один раз хотел повезти по какой-то грунтовой дороге, второй раз ступил, когда мы поворачивали на Чернигов. «Вы ушли с маршрута», сказала кампьютер-дама и отключилась. Нам помогли разобраться украинское ГАИ. «А нам говорили, что на Украине ГАИ нету», -- поделилась своими знаниями об Украине я.

Дети, как я и предполагала, снова уснули часиков в 11утра после небольшого перекуса. Дальше мы ехали спокойно. Держали скорость 90 км/ч. Мы немного устали, внимание становилось рассеянным. Ехали, сменяли друг друга. Один спал, другой вёл машину. Достаточно удобно. Особенно когда спят дети и в салоне тихо.

Киев. Какой величественный город! Какой размах! Солнце слепило глаза, разливался вширь Днепр. Проезжали Киев с небольшими трудностями, потому что там шли ремонтные дороги, а GPS то и дело сбивался, пытаясь нас вывести как можно проще из этого города. В нескольких местах мы блудили, где-то нарушили правило движения, потому что не разобрались с местной разметкой. Но украинцы, видя белорусский номер, нам помогали: расступались и давали возможность стать на нужную полосу.

Как только мы проехали Киев, дети начали просыпаться, вертеться, я поняла, что надо делать остановку. Но сделать её было не так уж и легко, потому что кругом — только трасса. Придорожные кафе мы умудрялись проезжать слишком быстро. Правда, вскоре наткнулись на кафе «Авто-гриль». Там дети начали бегать, рассматривая шкуры животных и приставая к официантам с вопросом: «Кто убил волка, а кто этого оленя?». Бульон был вкусным, дети его съели быстро. Нам забыли принести сдачу, эдак 10-12$. Пришлось напомнить. Со сдачи мы оставили чаевые. Потом мы с детьми пошли гулять. А муж за это время немного поспал в машине.

Дети и дорога
Дети, в принципе, достаточно хорошо держались, но через 18-19 часиков, как мы выехали из Минска, начали вертеться, ныть и жалобно подвывать. Старшая была посажана на переднее сиденье в детское кресло, а маленькую я вытащила из детского кресла и взяла на руки. Но она на руках быть не хотела. Она показывала пальчикам в окошко и хотела выйти и машины. Мне же хотелось просто спать. Поля с подсолнухами, кукурузой, жаркое солнце и плачь детей. А впереди ещё долгая дорога и маленькая скорость потока. Остановиться вообще негде. На украинских некоторых дорогах нет обочин. Поэтому гулять детям было негде. Только кусты и высокая трава, а дальше засеянные культурами поля. И вдруг дети стихли. Как по команде. Маленькая просто легла и лежала с открытыми глазами до 9 вечера. Она не спала, она просто лежала, словно смирившись с тем, что ей надо быть в машине-заточении ещё долгое время. В 9 вечера мы разложили заднее сидение и положили детей, заботливо, по-родительски, укрыли одеялком. Детские кресла положили в багажник. Сами попили кофе на заправке и двинули дальше.

Украинские дороги
Украинские дороги – разные. Замечательная трасса Киев-Одесса, с широкими обочинами и хорошими разметками. Некоторые дороги– печальное зрелище. Правда, украинцы то там, то сям их ремонтируют, покрывая разметки светоотражающей краской.

Мне очень понравился один знак, которого, к сожалению, нет у нас, в Беларуси. Так, на огромном щите жёлтого цвета написано следующее: «Через 300 метров будет место для разворота». По-моему, очень удобно. И не надо высматривать: а как бы развернуться, как бы не пропустить это место.

По трассе Киев-Одесса ехать было одно удовольствие: четырёхполосная дорога с разделительной зоной, автомобилисты очень вежливые, уступали дорогу во время опережения. Здесь мы двигались со скоростью 120 км/ч. Средняя скорость. По дороге, ведущей на Умань, мы уже ехали со скоростью 70 км/ч. А потом начался настоящий тормозной ужас, потому что по маршруту Первомайск-Южноукраинск-Вознесенск-Николаев-Херсон мы тянулись со скоростью 40 км/ч. Иногда больше, иногда меньше. Не верите, что такое может быть? Большая цепь из фур, легковых машин, каких-то древних повозок, запорожцев без стёкол. В этом потоке были странные машины, которые моё поколение видело лишь в послевоенных фильмах. И гордые украинцы, которые были за рулём этого всего антиквариата. Они могли ехать 40 км/ч, а за ними образовывался шлейф остальных машин, в том числе очень хороших, с русскими номерами. Обгонять было очень страшно. Правда, смелые находились, и их быстро надо было пропустить стать перед собой, когда появлялась встречная машина. Все это делали. На малюсеньких украинских обочинках много памятников и цветов.

Ура! Мы приехали! Крым!
Вторая ночь в пути — самое трудное время для организма, потому что мы вели машину на автопилоте. Очень хотелось спать. Мы разговаривали друг с другом сонными низкими голосами. В час ночи мы, некурящие, вышли курить. Несмотря на своё физическое состояние, мы отказывались остановиться и поспать часок-другой. Потому что очень хотелось приехать как можно быстрее, принять душ и просто вытянуться на кровати. И нормально по-человечески уснуть на всю ночь, а не на её маленькую часть.

Последний час тянулся, как 5 часов. (Знаете, бывает такое свойство у времени, то тянуться длиннее, то, наоборот, проноситься мгновенно). Наконец Николаевка. Рядом шумело море. Мы подъехали к дому наших друзей.

Итак, расстояние Минск-Крым мы преодолели за 28-29 часов. И это при том, что на границе почти не стояли.

Обратный путь. Украина – Беларусь
Отдохнули мы хорошо, покупались в море, загорели, посетили много разных интересных мест, немного заболели, и через две недели двинули домой, в родную Беларусь. Про сам отдых писать я не хочу, потому что это не цель этой статьи.

Обратный путь был ещё тяжелее, потому что дети с момента погружения сумок в багажник, почуяли неладное: опять долгий путь в машине-клетке. Маленькая с самого начала вообще отказалась от кресла, старшая согласилась сидеть только на первом сиденье. Так они и просидели до самого Минска.

Выехали мы с нашей Николаевки после обеда, чтобы до ночи проехать херсонскую трассу, потому что только ночью можно ездить фурам, которые и создают огромные пробки. Конечно, мы не успели, конечно, часа 2 мы ползли со скоростью 40 км/ч. Потом была трасса Одесса-Киев, вернее не потом, а к полуночи. Потом, у Киева, мы увидели жуткую аварию. Потом был красивый ночной Киев, такой же величественный и самодостаточный, как и днём. Мы умудрились вообще в нём не заблудиться, а выехать прямо на нужную дорогу. Спасибо навигатору.

К белорусской границе мы подъехали где-то к 6 утра. На границе Украина-Беларусь собралось тоже огромное количество легковых машин. Мы опять почти не стояли в очереди, но на этот раз никому ничего доказывать ничего не пришлось.
--Ой, кокой маленький ребёнок, -- с украинским акцентом сказал пограничник и оформил нас без очереди.
И — Родина! В 8 утра очень хотелось кушать. Первые закусочные мы почему-то увидели лишь где-то под Бобруйском. Это было к 11 утра.

Дорога Крым — Минск заняла 22 часа.

Выводы:
Выводы – заключительная часть принятых нами решений. И я подхожу к этой заключительной части очень тщательно, ведь кто-нибудь из читателей непременно двинет отдыхать с маленькими детьми на авто. Возможно, даже в Крым.

1. Навигатор GPS действительно очень хорошая вещь, особенно, если не знаешь маршрут. Единственное, нужно научиться работать с этим компьютером, чётко представлять, как им правильно пользоваться. Так, когда мы ехали в Крым, мы смотрели на карту и вводили после каждого населённого пункта новый населённый пункт, до которого нужно добраться. Поэтому, думаю, ехали очень долго. Зато не заблудились. А на обратной дороге мы сразу задали маршрут «Новые Гуты». И умудрились здорово сэкономить время, а заодно и топливо.

2. Наша старенькая дизельная машина – не совсем хороший вариант для поездок на такие длинные расстояния. Потому что она очень медленно разгоняется, и, как оказалось, на ней неудобно совершать обгоны.

3. Ехать ночью очень опасно. На Украине достаточно много придорожных недорогих отельчиков. Ночная езда — очень рискованная штука, потому что не только Вы сами можете уснуть, но и тот парень, который едет по встречной дороге. И едет, быть может, вторые сутки, без перерыва на сон. Ведь так хочется быстрее в море!

4. Маленьким детям очень трудно высидеть в машине, поэтому всё же поезд – лучшая альтернатива автомобилю, если самолёты дорого и «вообще туда не летают».

5. Недавно я узнала, что без очереди можно было перейти границу где-то недалеко по российской территории. Думаю, по карте сориентироваться можно.

И последнее, но очень важное. Путешествие на машине на очень большое расстояние очень сближает всех членов семьи. Ночью будьте осторожными.

Анастасия Романова,
10.11.2008,
материал предоставлен проектом Mylife.by
(орфография и пунктуация автора сохранены)